Тезисы выступления на конференции выпускников МФТИ
Конференция 22.11.25

Начну свое выступление, перефразируя бородатую байку:
Приехали студенты в школу, агитировать поступать в свою алма-матер. Задвинули речь и наступило время вопросов и ответов.
-А можно ли после вашего института стать артистом?
-Можно, бодро отвечает студент. У нас есть такие случаи.
-А можно ли стать политиком?
-Можно, отвечает студент.
-А можно стать предпринимателем?
-Можно, у нас много успешных предпринимателей среди выпускников.
-А можно ли стать физиком?
-Хм… - замялся студент - Наверное, можно. Институт-то у нас физико-технический.

Меня зовут Александр Володин, я выпускник МФТИ 1986 года, владелец и директор тренинговой и консалтинговой компании в «Театр Делового Общения». В МФТИ работаю над менторскими программами с 2017 года. Я расскажу о задачах, которые решаю на Физтехе.
Мое выступление будет содержать три части: я расскажу об индивидуальном коучинге, групповых занятиях и о специальных проектах.
Вопрос «кем быть», прозвучавший в анекдоте, это главный вопрос, который волнует студентов, особенно на младших курсах. Стартапером, физиком, тестами, которые позволяют ребятам узнать себя.
Вторая по количеству обращений задача - развитие нашими студентами гибких навыков. В какой бы профессии ребята ни хотели достичь успеха, без сильных soft-skills им не обойтись. В первую очередь запросы поступают по темам: презентации (питчи), переговоры (с работодателем), эффективное разрешение конфликтов, построение успешной команды и влияние в команде. Популярно стало Storytelling.

И третье направление индивидуального коучинга - это решение оперативных управленческих задач. Они, как правило, поступают от старшекурсников или выпускников, когда они сталкиваются с проблемами менеджмента. Например, возникает непонимание с начальством, с кем-то из членов команды, конфликты с партнерами, потеря мотивации и т. д. Как правило, мы решаем эти проблемы за несколько встреч, по видео-конференцсвязи.
Следующая часть это групповые занятия, которые я веду уже в течение четырех семестров только очно. И начинались они довольно забавно. Один из выпускников признался, что имеет желание учиться в Кембридже, но не имеет возможности. Ну что же, если студент не идет в Кембридж, значит, Кембридж идет к студенту. И мы стали решать бизнес кейсы Колумбийского и Кембриджского университетов в первой части наших семинаров. А во второй части мы решали задачи, которые формулировали сами наши студенты. Запросы были самые разные, поэтому и каждое занятие уникально. Например, запросы были такого рода: Кейс-интервью при приеме на работу, подготовка к защите диплома, выступление на научной конференции, проработка кейсов Мак-Кинзи и другие.
В конце каждого семестра участники получают сертификаты о доп. образовании.

В прошлом и нынешним семестре произошло знаковое событие: наш BDR стал межвузовским. К нам присоединились студенты МГУ, ВШЭ, МВТУ им. Баумана и МГИМО. Это здорово, потому что происходит обмен разными идеями и взаимопроникновение корпоративных культур, что обогащает ребят, дает им новые идеи. Без факультета дизайна ВШЭ физтехи вряд ли стали бы конструировать линию мужской одежды.

И третья часть - специальные проекты. Финансируемые ФизТех Союзом. Один из них - это проект с Профсоюзами, суть которого, по наводке Д. Трампа можно сформулировать так. MTUGA.

Примером еще одного спец. проекта является финансовая игра Предприятие.

Теперь, пожалуйста, вопросы. Здесь на любой вопрос дают любой ответ. Как по-вашему, откуда это? Такая табличка висела у приемной комиссии аудиторного корпуса в 1980 году, год моего поступления в МФТИ (я поступил в 16 лет)
Корни наших неудач, если таковые случаются, часто объясняются фирменным физтеховским комплексом собственной исключительности. Его провидчески описал Александр Сергеевич, используя язык Булевой алгебры:
Но дружбы нет и той меж нами
Все предрассудки истребя
Мы почитаем всех нулями
А единицами - себя.